Из архива странствующего волшебника... Гиблое море. Часть 2.


Незванные сепаратисты или первые попытки создания империи.

([shl4] 9-16 недели // август 2002)

9 неделя показала, что обманный маневр против Графа Дракулы удался на 100% и таким образом развед. отряд Рабоче-Крестьянской Красной Армии взял город Радут, третий в составе "империи". Граф же в очередной раз удивил направив свою последнюю и основную армию не на возврат города, а мне в тылы, где ему навстречу как раз шла моя первая боеспособная армия. Финальная битва с Графом произошла на 10-ой неделе Для меня она стала первой серьезной битвой вообще, и выигрышной в частности.

С этого момента непосредственная напряженность в моем районе Гиблого моря спала, и я занялся общехозяйскими делами, параллельно пытаясь определиться с направлением дальнейших боевых действий. Первоначально на тот момент я планировал атаковать Монаха (все это происходило под соусом разгаравшегося политического скандала вокруг нечестного захвата Монахом города Sudo императора Gluk-a). В этот момент на меня вышел ПапуАс, и наши дальнейшие планы во многом совпали. Какое-то время я продолжал с ним переговоры, но потом резко прекратил их просто потому, что "крючкотворство", которое поначалу забавляло меня в переговорах с ПапуАсом, постепенно стало сильно раздражать. В итоге я кардинально развернул вектор боевой активности, замирился с Монахом и стал готовиться к войне против ПапуАса.

Подготовился я к ней неважно, и здесь многие ошибки были вызваны просто невнимательностью и недодуманностью ходов. Так, например, я совсем не учел тот факт, что когда игрока выносят из партии его деревни становятся нейтральными, за что жестоко и поплатился, потеряв свой первый отряд бравых колхозников, взявших два новых города в моем государстве. Другая тяжелая по последствиям ошибка была связана с освоением чужого города с иным направлением развития, доведенным до "десятки". Отбив один раз сепаратизм, я успокоился и стал постепенно настраивать в городе магию, уже особенно не обращая внимания на главное направление. Как выяснилось, напрасно - Frozen-City отделился в очередной раз, когда я по случайности как раз закончил строить там Академию. И на очередной стрелке с нейтралами двух моих магов встречали уже не мирно топчущиеся на месте тяж. пехи, а озверевшие монстры. Затем я не предпринимал новых попыток захвата, сконцентрировав все усилия на подготовке атаки ПапуАса. Кстати, так я решил поступить в том числе и потому, что в официальном обзоре партии WDP предрекал мне дальнейшие разборки с нейтралами. Так что Замерзший город на момент написания этих строк все еще прозябает под бледно-серым флагом.

Параллельно все эти недели происходило медленное выжимание остальных метропольцев, которым исторически не повезло (особенно, ИМХО, Шерхану) оказаться в более интенсивной зоне разборок различных императоров. В тот момент серьезно помочь им я уже не успевал. Здесь я понял одну важную, на мой взгляд, вещь - еще одним планом, который может разнообразить действия в партии, является продумывание своих действий и игровой ситуации на долгий период и соответственно совершение сейчас действий, ценность которых проявится только через несколько недель. Мне кажется, подобные штуки используют До'Седьмых и Leshek в Австралии.

На 11-ой неделе я впервые попробовал уложить асфальт между городами и был поражен сервисом - не нужно было перекидывать войска через каждую армию, стоящую на пылном пути - что я долго с неприятием предчувствовал. Оказалось, можно сразу перебрасывать солдат между любыми двумя точками дороги, в том числе замкнутыми на нее городами.

Общая политическая ситуация к концу 15-ой недели

К концу 15-ой недели заканчивался мир с ПапуАсом и соответственно приготовления к первой крупной разборке (для меня и, видимо, для ПапуАса тоже). К этому времени мне удалось собрать все основные силы в двух армиях в непосредственной близости от Матумбы - ближайшего города ПапуАса. В виду наличия у него немеренного количества ключников я решил действовать хитро и в два хода атаковать его второй город - Тойхару, отрезав за первый ход основные его войска в первом городе и захватить второй почти без сопротивления.

Мои и ПапуАсовские города в зоне боевых действий

Сей план был блестяще провален благодаря продуманным действиям ПапуАса и моим недодумкам. В итоге к концу 16-ой недели одна моя армия зависла между городами, так и не снеся дорогу. Другая, неуспев смотаться, вступила в неравный бой с основными силами варваров. А смотаться она должна была в сторону третьего города ПапуАса - Альхабата, через который недавно (на тот момент) прошел Шерхан своей последней армией, изрядно порушив его. Самой большой моей ошибкой в этой ситуации - было то, что я не учел, что ПапуАс может просчитать мои замыслы и что-то им противопоставить. А ПапуАс просто сдвинул дорогу, так что я не смог ее разрезать.

В то же самое время ПапуАс, видимо, поддавшись уговорам WDP в очередном обзоре, предпринял контратаку в сторону моего Радута, которая не на шутку меня напрягла, но, как оказалось, это был всего-навсего разведывательный отряд, часть из которого полегла у Радута, а остальные - там посмотрим…

Размышляя над планами строительства, особенно в городах с "десяткой" в магии, я, будучи немного наслышан о теории вероятностей, пришел к таким выводам. В принципе, для "десятки" в главном направлении поднимать второе по силе до трех оправдано только, если второе направление - это диктатура с Тюрьмой и Каторгой. Взяв же, например, Банк, пристраиваемый к Торговым рядам, получаем такую картину. Затраты на его создание - 50 ед., плюс и важно об этом не забывать, простаивающая производительность города в день разрушения этого самого банка (а это еще 20-30 ед.). Математематическое ожидание числа дней, которые Банк простоит ("3" - в торговле, против "10" - в главном) равно 10,1 (кому интересно - могу выслать рассчетку в Excel-e). То есть построенный Банк, в среднем, за время своей работы вернет столько же, сколько потребовалось на его строительство (поскольку приносит в день по 5 ед.). И это без учета неявных расходов, связанных с простаиванием производства в течение дня городской разборки. Следует заметить, что с экономической точки зрения прикрытие одного здания другим не имеет особого смысла имхо, смысл появляется - только в ситуации необходимости производства определенных юнитов. И собственно только в этой ситуации оправданным будет развивать в городе второе направление до 3 и выше при десятке в главном. Здесь важно не путать две вещи - можно играть и на 25% вероятности беспорядков 2-го рода и при удаче - быстро наклепать нужные войска, которые кардинально изменять ситуацию в вашу пользу - но это вопрос риска и везения; я же выше обсуждал усредненную картину, не учитывающую обстоятельств конкретной ситуации*.

Таким образом - с одной стороны, планы войны не удались и что делать дальше, совершенно непонятно, с другой - для меня это первый опыт ведения столь масштабной войны и это само по себе уже здорово. Вот с такими чувствами я приступаю к продумыванию следующего хода …

* В виду того, что публикация 2-ой части архива вызвала ряд замечаний в этом пункте, замечу, что здесь я строю свои рассуждения на теории вероятностей и математической статистике и если нужно могу это подробно обосновать, на чем же основываются утверждения некоторых, что строить можно до 9% и выше в беспорядках 2-го рода - кроме отсылки к пресловутому ситуативному опыту - иных оснований я не слышал.

Asha'man.