Стенографическая запись лекции канцлера герцогства Курляндского, Айгара Калныня, на тему:

Вопросы развития государства в первые недели партии.

Приветствую благородное собрание!

Наш покровитель, герцог Курляндский - дай Бог ему долгое правление - просил меня, канцлера герцогства Курляндского, внести свой вклад в становление Митавского университета, что я и делаю этим докладом.

По долгу службы мое дело - блюсти финансовые интересы государства. Налоги, расходы, концессии и таможня… опять же, колонии - Гамбия да Тринидад… в общем, расскажу я о том, что делать, когда государство молодо, денег нет, народу мало и земли - кот наплакал.

Вот, к примеру, Франция. Объявились там 24 молодца, хапнули каждый по куску земли, и стали тянуть одеяло на себя. Эх, нет, чтобы договориться и жить мирно… так нет, каждый норовит главным стать.

Но начали они все с одного и того же. Городишка - скорее сельцо, да с десяток оболтусов. "Армия", прости, Господи. Но какие-никакие, а кормить их надо; а городок отсилы 15 таких лбов прокормить может. Вот и выходит: лишь 4 свободных единицы производства (одну-то себе сержант дополнительно берет - "за хранение армейского знамени").

А, скажу я вам, какие бы ни были правила - хоть "Цивилизация", хоть "Варкрафт" - а принцип везде один: превзойти врага надо и в экономике, и в численности армии, и в научном развитии. И экономика - основа и для армии, и для науки. И нечего ухмыляться, господа офицеры и вы, господа ученые.

Вот и во Франции, посмотрели молодцы по сторонам, и решили: армия великовата, а экономика слабовата. Что делать-то? И каждый что-нибудь, да и придумал. А были среди этих 24 молодцов правители постарше остальных, они уж и раньше за земли воевали, бывало. И вот что эти четверо знатоков, ветеранов, так сказать, удумали. За три недели они выстроили себе в городках такие сооружения: Торговые ряды (4 из 4), Кузница (4), Тюрьма (4), Каторга (3), Артефакт (4), Библиотека (4), Водяная мельница (2). И выросли их городки, и стали города - хоть куда; да и чем не город, с Тюрьмой-то? И производство у них стало 50, 54 и 61 единица, и лишь у того, что Каторгу построить не успел, производство было 30.

А еще семеро молодые совсем были, зеленые. И побили их к концу тех же трех недель, города отобрали и выгнали взашей из славной земли Франции. И что же они из тех зданий построить успели? Торговые ряды, да, все отгрохали. Артефакт - пятеро из семи. Кузницу - двое, Библиотеку - трое. Тюрьму двое и Каторгу - один. Этот один, кстати, неплохо отстроился, так же, как и ветераны те - да не повезло ему. Что ж мы видим? Производительность-то у них, у молодых, отсилы к тридцати поднималась. Потому и не могли ни войско вооружить, ни стены в городках своих отстроить.

Почему ж так получилось? А вот посмотрим, какие здания выгодно вначале построить, чтобы они не только видом своим радовали, но и деньги приносили, да и новые здания строить помогали. Строить-то вначале можно здания любые, лишь бы уровень развития того направления не превышал бы 3, а то бунты в городе пойдут, когда правитель главное направление решит развивать. Вот какие здания такие есть:
ЗданиеПроизводительностьБонус к бунтамСумма бонусовСтоимостьСтоимость/
(Сумма бонусов)
Место
СераяЗеленая
Тюрьма  -10.515308-9
Казарма   015---13
Каторга+5+2-17.540+157.332
Типография   020---14-15
Форум  -10.540+2012012
Артефакт+5 или +3 или -12.8(0.5-5)258.824
Библиотека+5  535+25125
Алхимическая лаборатория   035+25---17
Трактир  -10.5255010
Стрельбище   020---14-15
Часовня  -10.515308-9
Церковь  -10.525+158011
Торговые ряды+5  53061
Конюшня   030---16
Банк+5  550+30166
Кузница+5  54083
Водяная мельница+5  550+40187

Сумму бонусов в этой таблице я подсчитал вот из каких соображений: в первые три недели даже у ветеранов редко больше двух деревень, а у многих и вовсе деревень своих нет; потому зеленую производительность я приравнял к серой. А беспорядков в одном городе почти и не бывает; потому бонус против бунтов - это на будущее; и красная ему цена половинка единички серой производительности. Некоторые из этих зданий требуют постройки других сперва; так в цене таких зданий я это учел. А место я поставил высокое тому сооружению, которое при наименьших затратах единицу производительности приносит.

И вот что выходит. Не рискуя бунтами, не мешая будущему государству, можно построить (именно в этой последовательности) Торговые ряды, Тюрьму, Каторгу, Кузницу, Артефакт, Библиотеку, Банк и Водяную мельницу. Всего это займет не больше 24 дней, даже если ни одной деревни не захватывать, а производительность поднимется до 45 единиц серой, плюс сколько уж там Артефакт наиграет. А если еще и деревеньку захватить - всего одну, ходу так на пятом, - так займет эта обстройка города не больше 18 дней, а производительность, вместе с зеленой, поднимется до 52 единиц плюс Артефакт.

Я называю эти восемь зданий и сооружений материально-технической базой средневековья, сокращенно - МТБС. Все эти здания все равно стоит построить, независимо от того, какое государство решит строить ваш император, а, не построив их, не наполнишь казну и не наберешь сильную армию. Вы говорите, господин офицер, что армии нужны лошади, а потому нужно строить не Банк, а Конюшню? Что ж, не спорю, можно и так. Но лошади лишних пять единиц серой производительности вам не дадут, а Конюшню можно и потом построить, когда главные здания государства готовы будут. А бунты - ну так что ж, разваленную Конюшню и восстановить недолго.

Что Вы говорите, господин мастеровой? А, Вы подсчитали, и у Вас выходит, что лучше сперва Кузню построить, а уж потом - Тюрьму с Каторгой. Да, можно и так. Если ваш император деревни окрестные подчинять не хочет. А ваш Артефакт, профессор, еще неизвестно, чем обернется. Вы и сами не знаете, что он делать будет.

Вот так, построив МТБС, можно и пройти первые недели партии. Но можно и по-другому, это Вы верно подсказываете, господин офицер. Может ваш император решить, что десять оболтусов - это лишняя нагрузка на городишко. Соберет он их в армию, знамя выдаст и пошлет… куда глаза глядят. До ближайшей деревни, то есть. А деревенским гонца отправит: мол, так и так, идет на вас армия, ловите ее на марше, чтоб никого на поле боя в армии не было, и громите ее, родную… И так этот император может на третий-четвертый день (армия походным порядком, когда все бойцы в резерве, быстро ходит) освободить все 15 единиц производительности города. Тогда МТБС построит он уже к концу второй недели. Но эти две недели трястись будет, как осиновый лист - кто их знает, соседей, вдруг понабегут с топорами и с вилами?

Может и другой император быть, как Вы правильно говорите, господин полковник. Что, подполковник? Не может быть, наверняка полковник. Не может такой умный человек под полковником ходить. Да, так бывает, император всю армию пошлет соседский город брать. Возьмет по пути деревушку какую-нибудь - и на соседа! Так для экономики это и хорошо: все меньше оболтусов кормить. Глядишь, и еще на пару дней быстрее МТБС построится. Правда, если сосед злопамятный окажется, он может со своей армией потом прийти и всю МТБС порушить… а то, неровен час, третий набежит и обоих соседей из городов-то и выгонит… так что риск - дело благородное, в смысле, для благородных. А мы народ простой, и любим чего понадежнее.

А для надежности надо армию множить. И вот ведь дело какое: ежели одну деревушку подчинить, так это ерунда. А вот если вторую, да еще Каторгу построить - деревни-то вхолостую работать начинают! Армия всего 11 единиц жрет, а они уже 14 производят! Вот и выходит, что надо еще троих орлов в армию забрить. Заодно и гарнизон укрепить. А если еще и Артефакт вдруг дождей нагонит - тогда и еще 5 орлов лишними не будут! Да и армию вторую неплохо бы тогда построить - она очень даже полезная вещь, эта вторая армия. Если враг, к примеру, пришел, так можно сперва его проредить армией запасной, а уж потом гарнизоном добить… или отправить эту армию третью деревню добывать, например. В общем, надо деревенскую производительность по максимуму использовать, раз уж такое дело. А то ведь у тех ветеранов, что во Франции, используемая производительность была всего 35, 36 и 40 - из 50, 54 и 61 полной. А армии у них были на 11 единиц производительности… итого прямого убытка, в смысле, потерянной прибыли, аж по 7 единиц в среднем! уж простите меня за горячность, господин полковник… мы в казначействе привыкли копейки считать, а тут оборону вроде как забесплатно укрепить можно.

Вы, господин кавалерист, верно говорите. Что я все про экономику, да про налоги? Пора и про науку военную слово сказать. Вот, построил ваш император МТБС, и что теперь? Не ополченцев ведь плодить. Надо и новых бойцов, покрепче да с вооружением получше набирать. Да и выучка не помешает. Вот я тут табличку составил: какие войска и когда можно будет набирать, если МТБС уже построена.
Тип войскНеобходимые здания сверх МТБССтоимость зданийНеобходимое количество дней,
с учетом бонусов
Направление и получаемый уровень направления
Тяжелая пехота Тайная полиция + Казарма401-2Диктатура, 7
АрбалетчикиСтрельбище201Варварство, 1
РыцариТайная полиция + Казарма + Конюшня702-3Диктатура, 7; Торговля, 4
ЛегионерыПарламент + Типография + Форум1103-5Республика, 6
ЛучникиСуд + Форум + Типография + Стрельбище1304-5Республика, 6; Варварство, 1
КавалерияМэрия + Форум + Типография + Конюшня1403-4Республика, 6; Торговля, 4
Фантомы Алхимическая лаборатория351Магия, 4
МонстрыАкадемия401-2Магия, 4
МагиАлхимическая лаборатория + Академия + Черная башня 1755-6Магия, 10
СледопытыСтрельбище + Трактир + Военная база803Варварство, 4
БерсеркиСтрельбище + Трактир + Военная база + Колизей1304-5Варварство, 7
Конные лучники Стрельбище + Трактир + Военная база + Колизей + Идол войны + Конюшня2106-7Варварство, 10; Торговля, 4
Крестоносцы Часовня + Церковь + Монастырь + Конюшня1204Религия, 5; Торговля, 4
ИнквизиторыЧасовня + Церковь + Монастырь + Инквизиция1404-5Религия, 8
ПроповедникиЧасовня + Церковь + Монастырь + Инквизиция + Кафедральный собор2406-7Религия, 10
Наемная пехота Казарма151Диктатура, 4
ТелохранителиКонюшня + Караван-сарай802-3Торговля, 7
Боевые слоныКонюшня + Караван-сарай802-3Торговля, 7
Осадные башни Лесопилка502Технократия, 5
КолесницыЛесопилка + Мануфактура + Конюшня1605Технократия, 7; Торговля, 4
КатапультыЛесопилка + Стрельбище702-3Технократия, 5;Варварство, 1

Посмотрите на эту таблицу, господа. Любые войска Диктатуры становятся доступны уже через 2-3 дня после постройки МТБС; так же быстро можно начать строить войска Торговли. Неплохо обстоят дела у Магии: Монстры и Фантомы становятся доступны практически сразу, и лишь Магов приходится ждать неделю. А вот Технократии нужны 2 дня до Катапульт и 5 - до Колесниц. Плохи дела у Республики, лишь через три дня становятся доступны Легионеры или Кавалерия; и совсем плохо обстоят дела у Религии и Варварства. В дополнение к большому времени, необходимому на "подготовку" типов войск этих направлений, у них еще и погромы могут случиться - или они вынуждены отказываться от Банка. В таблице внизу сведены достоинства и недостатки "научного прогресса" при разных направлениях развития:
Направлениепервый тип войск доступен через,
дней
все типы войск доступны через,
дней
Вероятность погромов,
%
1. Торговля12-311.2
2. Диктатура13-411.2
3. Магия15-69
4. Технократия25-611.2
5. Республика3-45-79
6. Варварство36-716
7. Религия47-816

Ну, что еще добавить по предмету лекции, господа? Видимо, удачным "бесплатным приложением" к МТБС является Стрельбище; его постройка сразу обеспечивает возможность набора Арбалетчиков, а позже может пригодиться для изготовления Катапульт или набора Конных лучников. Конюшня вместо Банка, видимо, будет популярным решением, когда необходима конница; тогда естественным выбором выглядят Монастырь (дающий Крестоносцев) или Мануфактура (позволяющая набирать Колесницы), компенсирующие убыль производительности в отсутствие Банка.

Удачи Вам в первые недели в ДМА!


counter.list.ru